kipha (kipha) wrote,
kipha
kipha

Categories:

Болвашки и балбешники

Болвашки и балбешники





С первой половины XIX столетия в Сергиевом посаде наряду с деревянными игрушками начали выпускать лепные — из папье-маше. Часть резчиков переключилась на обслуживание этого нового производства и занялась изготовлением образцов и форм для лепной игрушки — болвашек. Характер резьбы этих болвашек уже иной — в них исчезают плоские поверхности и резкие грани, резьба приближается к круглой скульптуре с подчеркнутыми рельефными деталями. Такая форма была наиболее удобна для обклеивания болвашек бумагой при изготовлении игрушек из папье-маше.

Мастера должны были учитывать, что болвашкам придется длительно служить в производстве, и потому старались делать их очень прочными, монолитными по форме, с четкими рельефами и силуэтными линиями. Все это придавало болвашкам своеобразный художественный стиль, говорящий о высоком мастерстве и одаренности народных резчиков. Искусство изготовления болвашек — это особый раздел народной деревянной скульптуры, достойный тщательного изучения и описания.

Почему особый? Потому что родился он по необходимости, так сказать, по спросу. Резчики были всегда и везде, да вот не каждый мог вырезать так, как нужно для последующего изготовления многочисленных и разнообразных игрушек, которыми так прославился Сергиев Посад c XVI и до начала XIX века. Постепенно изготовление моделей для игрушек развилось в самостоятельное ремесло. Ему обучали с детства, работали семейными артелями, хранили секреты мастерства и не особо стремились брать к себе мастеров со стороны.

Чтобы изготовить правильную, как её называли, «натуральную» болвашку, нужно было иметь талант. Каждого мастера ценили среди игрушечников за свои особенные таланты. Один хорошо лошадей режет, другой — дамами и офицерами прославился, третий — китайскую мелочь отлично делает. Были мастера по «личному делу» (лица и люди хорошо получались), по зверям и дичи. Их искусство не каждому дается: «Богородским давали, только вырежут либо толще, либо тоньше».

"Помимо красоты и простоты, которая нужна для удобства отливки формы, болвашку нужно вырезать так, чтобы игрушка пошла в продажу, сделать ее «ходовой». «Хорошо сделает, а хозяин велит переделать» - следы переделок видим на многих болвашках, иногда часть ноги или голова, иногда полфигуры заменены вновь вырезанной деталью.

Ходовые болвашки раскупали, а от неходовых весь будущий товар можно было загубить. Потому приглядывались хозяева мастерских, чтобы медведь был не слишком толст, но и не слишком тонок, чтобы у коня шея была выгнута естественно.

Сюжеты

Мастера-балбешники постоянно примечали вокруг себя источники сюжетов, искали новое. Правильно выбрать новинку было немаловажно, ведь от интересного сюжета напрямую зависел спрос на игрушки. Смотрели вокруг, делали сюжеты «из головы». К ним относились, в первую очередь, домашние животные, солдаты, нянюшки, дамы, гусары.

Иногда мастер мог заприметить интересную картинку или сценку на базаре, а также изображал героев из сказок. Так появлялись мальчик на баране, обезьянка на верблюде, курочки, лошадки и тому подобное. Изображались львы, подобные тем, что возлежат у ворот усадеб. Нередко сюжетом служила лубочная картинка или картинка, присланная хозяином из столицы - известный «объедало», который есть в экспозиции Музея игрушки, «петух с барыней», мальчик на козе и на свинье.

Мейсенский фарфор и болвашки

Ища сюжеты, балбешники впечатлялись и фарфоровыми статуэтками, которые были в моде в XVII-XVIII вв. Пытались изображать сюжеты с маслёнок, делали курочек с цыплятами, лежащих овечек, но такие игрушки не особо пользовались спросом. А вот зато гусары и барышни, дамы с собачками, кормилицы с детьми, так называемые ведучки, были в большом почёте. Их делали очень похожими на фарфоровые, благодаря обработке левкасом, краскам и лаку. Но был товар и попроще, когда фигурки вырезали способом смашной, маховой резьбы. Одним ножом без предварительной разметки.

Куда делись болвашки

В наше время даже слово «болвашка» большинству в диковинку. Есть буквально единицы мастеров, которые продолжили сергиевские традиции. Возможно, это связано с появлением современных материалов и технологий. Но умирать производство начало ещё в конце XVIII века.

По свидетельствам Е.М. Беляковой, всё стало дорожать и мастеров загубила нужда. Хорошие, качественные болвашки практически перестали делать:
"…Вместо мастерских, полных творческих сил, следивших за требованиями жизни, умевших удовлетворить самого балованного покупателя,— узкие специалисты-ремесленники, обремененные нуждой и мелкими заботами, люди, морально униженные скупщиками—содержателями складов и торговцами в палатках у стены Лавры. Кустари работают нетворчески, знай себе упрощают дедовские образцы. …Беднеет содержание игрушек. Не всякий мастер имеет возможность заказать болвашку—дорого…" К концу XIX века мастерские запустели, а в начале XX в. вообще резко меняется отношение и к игрушечникам, и к мастерам-резчикам.

Активно насаждается другое искусство, другие сюжеты. Игрушечники подпадают под «опеку» профессиональных художников. Резьбу решено довести до «профессионализма», приветствуется скульптурная точность, а старинные работы маховой резьбы, болвашки да игрушки резные, показывают учащимся резчикам как «пережиток» и образец «как делать не надо».

Балбешник

Так называли этих удивительных мастеров, которые были «на вес золота» да и «на пересчёт». Сведения о них крайне скудны, их творчество как-то незаслуженно прошло мимо искусствоведов и исследователей. Почти прошло.
Фалин, Поликарпов — работали китайскую мелочь. Гробов, Рыжов — хорошо стада и зверя резали. Загвозкин, Челпанов — мастера личной резьбы. Были и другие, но большинство имён утеряно.

Почему «на вес золота»? Да потому, что резать болвашки нужен был особый талант, и у каждого был свой, в своём направлении развит. Резать учили с детства, работали до конца жизни. Если мастер умирал, заменить его уже было невозможно, стиль и качество работ были присущи конкретному человеку. Вырабатывался этот стиль всю жизнь, во многом зависел он от таланта и личных качеств.

Почему болвашки такие чёрные?

В музеях мы видим образцы болвашек, но они странного, почти чёрного цвета. Дело в том, что это рабочие образцы, на них много раз наклеивали бумагу, делали игрушки из папье-маше, отливали кукол.

Сами болвашки по сути — это образцы, с которых игрушечники делают игрушки. Поэтому к болвашкам предъявляли повышенные требования, нужно вырезать так, чтобы игрушка выглядела натурально, пошла в продажу, была проста и при этом красива и натуральна. Среди балбешников ценились работы правдивые, но излишний натурализм считался недостатком в работе. Морщинки, складочки, улыбочки и тому подобные подробности не приветствовались.

С появлением в производстве игрушек мастичной массы разных составов (из размельченной бумаги, клея, мела и т. п.) резные болвашки пришлось заменить деревянными моделями для отливки гипсовых рабочих форм. Эти модели выполнялись более тонкими приемами резьбы с тщательной детальной обработкой поверхности.
1. Болвашки XIX век, Сергиев Посад.
2. Баба. Болвашка. Русский музей, Санкт-Петербург.
3. Игрушка из болвашки. Папье-маше. Мастер А. Варганов
4. Пеленашка и барыня. Болвашки
5. Дама и гусар. Сергиевская игрушка.
6. Болвашка «Лев». Сергиев Посад
7. Петушок из папье-маше
8. Болвашка «Петух». Экспонат С.Пос. Музея.
9. Болвашка «Медведь». Экспонат С.Пос. Музея.
10. Болвашки "Курильщик" и "Кормилица"








Tags: дореволюционная Россия, история, русские
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments